Веселин Даов, архитектор Обители Рассвета, рассказывает об архитектуре Города:
Первое, что бы я хотел упомянуть – что Обитель Рассвета не должна сильно разрастаться. И хотя стремление поселиться на Горе у многих, наверное, будет оставаться, не планируется развитие города большее, чем предусмотрено в нынешнем генплане. Должен соблюдаться принцип гармоничного расселения в окружающей среде.
Предложенный Учителем принцип произвёл на меня сильное впечатление, поскольку не соответствовал тому градостроительству, которому нас учили. В своё время я получил академическое архитектурное образование, мы учились проектировать микрорайоны с большими проспектами, которые так знакомы нашей цивилизации. Увидев здесь другую направленность, при очередной своей поездке в Болгарию я отметил, что простые народы жили как раз по аналогичному принципу.
Территория Обители Рассвета включает в себя не только круглое поселение с центрально-лучевой уличной сетью из 14 лучей, но и весь так называемый «треугольник». Один его угол находится на Храмовой вершине с Алтарём Земли, другой лежит на противоположном холме, и есть одна вершина. Получается такой треугольник, в который вписывается сама Обитель Рассвета – это круг диаметром примерно километр. Есть отдельный микрорайон под названием Небесная Обитель. И вот, рассматривая эту схему, могу сказать, что частный сектор, включающий жилые участки вдоль улиц-лучей, практически сформирован, а общественных строений у нас мало пока. В Небесной Обители есть Храм, расположенный на месте сгоревшего Храма, он пока не достроен. На Храмовой вершине есть Алтарь Земли, в центре города есть у нас Символ Веры. Частный сектор мы успели более или менее построить, и сейчас приходит очередь общественных зданий. У нас есть обширные участки территории, расположенные за частным сектором, ближе к центральной культовой части города, где могут размещаться и строиться общественные сооружения. Построен спортзал, амбулатория, строится новая школа. Городу нужен нормальный зал для проведения наших встреч, собраний – он может быть многофункциональным, помимо собраний там могут проходить художественные выставки, концерты. Потом, когда мы начнём основательно уже строить, мы можем дифференцировать эти функции – концертный зал отдельно, выставочный зал отдельно, но в первую очередь нужен хотя бы один вместительный зал, более представительный, чем то строение, в котором сейчас мы проводим все наши мероприятия. Ему надлежит появиться в центре нашего города.
Могут появиться также какие-нибудь сказочные строения, которые будут служить для вдохновения наших детей и взрослых. Кукольный театр – это второе сооружение, в отношении которого у меня закрепилось понимание, что хорошо бы его построить. Естественно, могут появляться красивые ремесленные мастерские, не обязательно их прятать в каких-то промзонах, поскольку наш город должен быть городом мастеров: ткацкая мастерская, гончарная мастерская и другие, которые станут достопримечательностью этого поселения. Они тоже могут появиться в общественной зоне между жилым сектором и центральной культовой частью города, которая у нас останется как парк. Культовая часть – это именно та территория, где у нас пять лучей выходит из центра города, от той площади, которую мы воспринимаем как храм и по середине которой находится Символ Веры.
В настоящее время мы строим в городе новое здание для занятий с детьми. Из более экзотических строений, которые когда-то намечались, могу упомянуть выставочный павильон, дающий возможность знакомиться с произведениями наших деятелей искусства: художников, скульпторов, ремесленников. В также мог бы разместиться и красивый макет нашего города. К нам немало приходит туристов – людей, желающих соприкоснуться с этим поселением, с этой святыней, и не только верующих. Огромный поток туристов мы встречаем, провожаем, проводим экскурсии. На макете чётко будет прослеживаться структура города, озеро Тиберкуль, основное поселение Обитель Рассвета, литургийная дорога с панорамными поворотами, верхний микрорайон Небесной Обители, вплоть до Храмовой вершины с Алтарём Земли (это явно будет красочно как-то обозначено), другая вершина с нашей главной звонницей.
Что касается нашей храмовой, культовой архитектуры, возможно, не только храм в Небесной Обители будет достроен, но когда-нибудь и в центре города тоже появится храм – я предполагаю, что это просто дело времени. Сейчас все привыкли, что наши утренние богославия, литургии мы проводим под открытым небом на центральной площади, условно подразумевая, что мы вошли в храм, не пересекаем эту лужайку, трепетно к ней относимся, она воспринимается в качестве храма, и рано или поздно она возымеет свои видимые контуры – архитектурное одеяние. Может, это будет купольное сооружение как в Небесной Обители, может, какая-то другая архитектура. А появится ли храм непосредственно на самой Храмовой вершине, там, где Алтарь Земли, – это тоже вопрос нашего выбора и времени.
В соответствии со спецификой планировки города у нас есть так называемые общественные клинья – треугольные сектора между жилыми участками. Сейчас эти общественные клинья заняты покосами, как и центральная часть города, но со временем на них тоже могут размещаться какие-то общественные строения. Такая возможность тоже заложена. Что касается чисто ландшафтного решения – в городе есть много ручьёв и это даёт прекрасную возможность путём гидромелиоративных работ сделать маленькие плотинки и целую цепочку небольших искусственных водных бассейнов. Они будут содержать стратегический запас воды на случай засушливого лета, могут также служить противопожарными водоёмами, и чисто эстетическую функцию будут иметь. Прилегающие к ним территории очень интересно могут быть решены – над каким-то из таких водоёмов улица-луч может пройти в виде подвесного мостика. Красивые парковые элементы и малые архитектурные формы помогут создать вокруг водных бассейнов живописные места для отдыха и для прогулки. Такая вот структура пока намечается.
В центральной круглой части города, которую мы называем Обителью Рассвета, у нас заложено 70 участков. Возьмём условную цифру по 4 человека на каждом участке (какие-то семьи будут более многочисленны, какие-то – менее, возьмём условно по 4), следовательно, 280-300 человек – численность постоянных жителей центральной части города. В Небесной Обители сейчас живёт 5 семей, плюс численность проживающих в монастыре – это человек 40. В данном случае речь идёт о постоянном составе жителей, но у нас ведь есть призывы, подъёмы из деревень. У нас есть гостевой городок, называемый палаточным городком, праздничный лагерь для размещения людей, поднимающихся в город для проведения праздников – это отдельное направление для развития. Гостевые зоны тоже будут приобретать более культурный внешний облик.
Планировочная структура формирования поселения, имеющая 14 лучей, которые сходятся в центр, по-своему является уникальной для Обители Рассвета. Я убеждаюсь на практике, что такая схема на самом деле лучше подходит для ровного рельефа – она лучше бы читалась там, где не так много холмов и долин. Если с большей трепетностью относиться к рельефу, он диктует свои улицы, свои микрорайоны – естественно, это будут формы неправильной геометрии. В случае закладки Святыни строго-правильная схема города носит в первую очередь символичный характер. Другие поселения, которые будут у нас формироваться, могут иметь более свободную схему развития, исходя из существующих особенностей рельефа той территории, где они будут размещаться. Тот образ жизни, который мы начали вести, направленный на самообеспечение, на уход от существующей цивилизации, предполагает определённый баланс количества жителей населённого пункта и количества тех природных ресурсов, которые им должны быть доступны (вода, лес, земля и т.д.). Вокруг небольшой группы домов должны быть обслуживающие прилегающие территории, а за ними располагается следующая группа домов, и такой хуторской принцип расселения в тайге создаст определённую волшебную мозаику наших поселений – узор, который мы будем «плести» вокруг Города Солнца. Гармония природной окружающей среды не будет нарушена.
Строительство Святыни продолжается до сих пор на принципе призывов, не только стараниями горожан. Предложена существующая схема города с определённой спецификой: 14 лучей-улиц жилого , а в центре города, в культовой части, заложено только пять лучей, и чисто с градостроительной точки зрения есть некоторые такие «казусы». Например, заходя в город по восьмому лучу, берущему своё начало от врат города, чтобы попасть на центральную площадь, придётся делать определённые повороты – прямое движение будет невозможным. А уже от центра города ровная линия первого луча позволяет нам по улице Млечного Пути прямо двигаться к Небесной Обители. В такой, на первый взгляд, нелогичности может присутствовать определённый смысл, ведущий к тому, чтобы ритм движения явно поменялся от суетливой хозяйственной повседневной жизни жилой части города к более трепетному смиренному захождению в другие ритмы, в другое измерение центральной культовой части города. Я вначале не мог понять, почему так, а со временем больше начинаю проникаться, что благодаря этому достигается очень даже эффектный результат. Наш город неизбежно должен много украшаться. У нас есть кедровые врата, обозначающие вход в город, – подобными декоративными элементами, малыми архитектурными формами может быть оформлена вся литургийная дорога. Территория вокруг Долины Слияния должна во многом облагораживаться. У нас есть позиция по рациональной застройке каждого жилого участка в частном секторе. Чтобы строения располагались компактно, чтобы больше оставалось земли под огород, формируются такие своеобразные ансамбли из жилых домов и хозяйственных построек. Есть пожелание, чтобы все домики располагались не в глубине участка, а вдоль красной линии, чтобы подчёркивать уличный силуэт и позволять формировать перед домами прекрасные цветочные зоны.
Всё, что в городе будет строиться, должно, как я понял, нести образ сказочный, должно сразу впечатлять. Может быть, мы пока не справляемся с этой задачей, но есть стремление, чтобы это была сказка, некая захватывающая дух особая вибрация, отличающая город от других населённых пунктов, чтобы человек, который сюда заходит, мог бы сказать: «Ух, ты!» Сказка должна быть во всём – это не только культовые строения, но и общественные здания, и ремесленные мастерские, и жилые дома. Что касается какого-то общего стиля – хорошо, когда домики будут в разных стилях построены. Не обязательно выдерживать в одном духе и в одном стиле, могут быть разные стили, главное, чтобы было со вкусом сделано. Опираясь на наши возможности, максимально постараться в этом отношении. Пока порадоваться в полной мере не удаётся, медленно движется отделка домов, качество кровельных материалов оставляет желать лучшего.
Из сделанных в последнее время проектов меня воодушевила работа над проектом новой школы, выполненным по принципу растущей архитектуры, павильонному принципу. Со временем будет хороший комплекс. В основу проекта был положен заказ от педагогического коллектива, подкорректированный в расчёте на наши реальные возможности. Тщательно продумывалась очерёдность строительства: первый этап, затем следующий этап, и так постепенно будет формироваться школьный комплекс.
Что касается оформления парковой общественной зоны, эту тему предстоит решать, разрабатывать, детализировать. Будут формироваться зелёные газоны, декоративные насаждения. Возможно, будут предусмотрены какие-то сектора, где люди могли бы прогуляться, отдохнуть, посидеть на скамеечке – это тот образ, который обычно возникает при упоминании о парковой зоне. Уже сейчас заложено местечко, предназначенное для сотворения женских таинств на празднике Благодарения Земли, где будет сооружен алтарь, посвящённый природным стихиям. Это место украсится скульптурными формами, будет найдено интересное ландшафтное решение. Это поле для развития нашей фантазии. Когда по подсказке Учителя убрали лес из центральной части, город значительно просветлел, значительно изменился к лучшему, меньше стало комаров, больше простора. При вырубке леса были выборочно оставлены некоторые интересные деревья, красивые молодые кедры – это был первый «нулевой» шаг, а дальше эта зона будет формироваться посредством культурных и декоративных насаждений.
Хоть и с трудом, продолжает потихоньку реализовываться идея кедрового кольца вокруг города – в ней предусматривалось наличие семи «лепестков» из разных сортов кедра. На территории, занятой общественными клиньями, эти кедровые полосы нормально будут развиваться, но в некоторых случаях «лепестки» попадают в зону жилых участков. Там политика такая: кедровые насаждения частично будут разрежены, чтобы между ними можно было посадить плодовые деревья, но при этом всё-таки сохранить идею кедрового кольца, обрамляющего город. Дело в том, вначале на каждом луче было по шесть участков, за которыми стали сажать кедры, а потом было принято решение расширить территорию города, добавив на каждый луч по два участка. И вот эти добавленные участки содержат в себе кедровые посадки, что ставит перед хозяевами усадьбы творческую задачу так спланировать организацию своего участка, чтобы кедры частично могли сохраниться. Из-за расширения жилой зоны возникла определённая накладка, не позволяющая реализовать идею кедрового кольца в чистом виде, будут неизбежные потери в деревьях. Но если даже в жилом секторе кедровые насаждения не будут очень густыми, в других секторах эти полосы будут читаться, и рано или поздно кедровое кольцо образуется вокруг города.
Потихоньку, наверное, будет осуществляться благоустройство в сторону озера – мы же все любим озеро, там пляж, летом это довольно посещаемое место, но с точки зрения строительства там есть определённые ограничения по законам государства, и эта территория не входит в границы нашего «треугольника», который непосредственно является территорией населённого пункта.
В Небесной Обители строительство будет осуществляться в зависимости от нужд монастыря, прекрасного начинания, посвящённого подготовке молодой смены, которое больше набирает обороты. Этим ребятам будут нужны производственные какие-то, ремесленные строения, помещение для спортивных занятий, может быть, рано или поздно возникнет потребность в новом корпусе общежития благоустроенного – в таком направлении и будет территория там развиваться. Но в более сдержанном режиме, чем развитие Обители Рассвета, поскольку там нет свободной земли для возделывания огородов, а, значит, нет возможности самостоятельно обеспечивать себя продуктами питания. Все решения, связанные со строительством, тщательно взвешиваются, обсуждаются на собраниях горсовета людьми, которые несут ответственность за реальность осуществления таких планов. Архитектор, конечно, на волне своей фантазии может многое спроектировать, но это должен быть, в первую очередь, реальный заказ самого города.
И в плане популярных туристических акцентов. У нас есть определённый участок литургийной дороги, когда она уже почти доходит до Храмовой вершины, перед камнем с буквой «Х», за несколько десятков метров до Алтаря Земли – оттуда открывается исключительная панорама в сторону самых высоких горных пиков Восточных Саян. Они не всегда видны, только в хорошую погоду. Когда снегопады, когда туманы, намного хуже видимость. Но бывают такие кристально ясные дни – даже пик Грандиозный виден. И я мечтаю там оформить маленькую такую пояснительную доску в красивом обрамлении, с определённым дизайном, может быть, в виде деревянной малой архитектурной формы. И суть в том, чтобы на ней было отражено, как каждый пик называется, сколько метров над уровнем моря, на каком расстоянии от нас он находится – немножко географии внести, и людям это может быть интересно.