«Вы живёте здесь как миллионеры…»
Так отозвались об условиях нашей жизни представители канадского телевидения, посетившие Общину. Вполне возможно, что, услышав эту фразу, мы, живущие здесь, можем не воспринять её всерьёз. Какие миллионеры?! Ведь у нас столько проблем, которые им даже и не снились. Надо изыскивать средства на строительство домов, садиков, школ, благоустройство дорог, оформление и разработку участков. А уж о мелких бытовых нуждах и говорить нечего.
И за всей этой суетой мы, к сожалению, перестаём замечать, как много нам уже дано Отцом, дано то, что бесценно, дано безвозмездно, просто потому, что мы живём здесь, на этой благодатной земле. Что же надо изменить в своём сознании, чтобы не просто смотреть по сторонам, а видеть вокруг Сказку, созданную Богом?
Фрагменты из беседы корреспондента газеты «Земля Обетованная» с устроителем Церкви Володей Ведерниковым:
Володя, расскажи, пожалуйста, историю этого выражения: «Вы живёте здесь, как миллионеры».
Приезжали ребята, канадское телевидение, и, снимая материал об Общине, обратили внимание на то, что природа, земля, овощи, ягоды, фрукты, выращенные самостоятельно или собранные в лесу, которые достаются нам естественным путём, – у них всё это стоит достаточно дорого: экологически чистые продукты, свежий воздух, чистая вода…
Кстати, о воде они сказали очень интересную вещь, что на сегодняшний день самый большой дефицит в мире – это чистая вода, из-за этого в мире даже могут возникать какие-то конфликты.
И вот канадцы, попробовав, почувствовав, увидев то, чем мы пользуемся, дали такую оценку, что на обеспечение всего того, что у нас здесь в изобилии даётся от природы, в «миру» мы бы тратили миллионы. То есть мы можем смело сказать, что живём здесь, как миллионеры – люди, которые тратят на поддержание своего нормального жизненного уровня большие средства.
Но эта история только подчёркивает тот факт, что мы зачастую не ценим или недостаточно ценим то, что у нас есть, то, что дано естественно, от Природы, и то, что мы можем сделать своими руками, при этом не вкладывая какие-то дополнительные материальные средства, чтобы иметь вот это экологически чистое и хорошее.
Поскольку это как бы само собой разумеющееся, то человек не обращает на это внимание, просто не замечает этого?
Да! Взяв воду чистую, он не задумывается, насколько это ценно, подразумевая, что это норма. Но в мире для того, чтобы получить эту чистую воду, необходимо построить определённые специальные сооружения, которые будут эту воду очищать, дезинфицировать и т.п. И при этом, даже очищенная, эта вода уже не будет являться живой, потому что её очищают с химией, и в ней будет много химических элементов, как будто бы предохраняющих человека от различных заболеваний. А мы здесь получаем чистую воду естественно, и это дорогого стоит. Но мы ведь на это внимания не обращаем, мы считаем это само собой разумеющимся.
И в принципе, наверное, так и должно быть, потому что нормальная жизнь человека не должна быть зависима ни от техники, ни от химии. Она должна быть зависима только от наличия природных ресурсов, которые правильно, аккуратно, бережно человеком могут потребляться.
И, конечно же, с благодарностью.
Да, и с благодарностью. Потому что, с точки зрения мира, мы живём здесь, конечно, шикарно. Там уже многих условий люди у себя создать просто не в состоянии, им не позволяет экологическая среда. Они бы и хотели это сделать, но потери природы таковы, что восстановить её уже невозможно, людям это не под силу. Особенно это касается, например, Соединённых Штатов, где многие моменты просто потеряны, хотя люди стараются, стараются как могут, чтобы хоть что-то сохранить… А у нас это естественно.
Но, тем не менее, в разговорах иногда приходится слышать, что у людей по сравнению с «миром» возникает ощущение определённой приниженности своего материального положения, в некоторой мере даже неполноценности. Как ты думаешь, почему возникает такое различие во взглядах людей из «мира» и живущих здесь?
Есть не совсем верная оценка в сравнении. Это такой аспект, который, наверное, в голове надо менять, прежде всего. Это наше отношение к комфорту, к уюту, наше понимание о том, как это выстроить, каким образом.
Наши представления о комфорте обязательно связаны с наличием горячей воды, удобного туалета, биде, ванны и так далее, но можно перевести всё это немножко в другой взгляд у себя внутри (я сейчас не говорю, что этого не должно быть). Да, пусть будут удобный туалет, нормальный унитаз, ванная и прочие удобства. Но когда у нас нет к этому привязки, тогда у нас и не болит голова по поводу нашей якобы малой обеспеченности, по поводу якобы большой разницы между условиями в городе и в деревне, если у нас какие-то удобства отсутствуют.
Так что надо, прежде всего, убрать в голове привязку к этому. Но когда мы её уберём, я могу сказать однозначно, у нас появится всё, что нам необходимо. Если нет привязки, тогда материальные удобства не являются основополагающими – тем, на отсутствие чего мы можем сетовать. Так вот нам надо, прежде всего, убрать это сетование. А дальше, пожалуйста, пусть будет привычный унитаз, пусть будет удобно, тепло, хорошо, и при этом мы будем тратить необходимые усилия, чтобы развивать определённые группы мышц как-то по-другому, но уже не будет привязки к этому. Если однажды мы этого лишимся по какой-то причине, то у нас «крыша не съедет» оттого, что у нас теперь нет ванны, туалета тёплого и других удобств. Поэтому человек, однажды прошедший туалет на улице в -40 гр.С, в будущем будет просто правильно к этому относиться. Правильно! И хорошо было бы, чтобы в голове, прежде всего, поменялось что-то. А внешнее – оно при правильном изменении в голове поменяется обязательно.
Ну, даже если у кого-то что-то внешне и не поменяется, то, может быть, именно этому отдельному человеку так полезней для здоровья и духовного развития. Может, ему на данный момент времени какое-то удобство с точки зрения Гармонии не нужно. Ведь в отличие от «мира», мы здесь живём в довольно-таки интересном месте, где человек получает, прежде всего, не желаемое, а необходимое.
Верно. И когда нет привязки, тогда тебе уже не важно, будет у тебя какое-то удобство или не будет. Тогда ты уже спокойно относишься к тому, что есть. И тогда получается, что ты правильно относишься к реальности, а это уже не материальный, а духовный момент. Ведь духовное – это правильно относиться к реальности такой, какая она есть.
Могу привести самый простой и в то же время самый показательный пример: когда Учитель въехал в свой первый дом на Горе, когда Он уже полностью переехал с Семьёй, больше месяца весь дом был уставлен тазиками и вёдрами, так как с крыши текло. Крышу сделали не совсем правильно, везде протекало, и больше месяца ручейки с потолка собирались в вёдра. При этом Учитель достаточно долго и очень спокойно ждал, пока ребята перекроют эту крышу, переделают то, что необходимо. И данная ситуация не воспринималась с какими-то переживаниями. Ну, старались, как могли, сделали всё, что могли. Не получилось так, как надо? Ну, давайте сейчас попробуем переделать.
То есть не было никаких привязок к сроку, к удобствам?
Вообще не было ничего. Он ходит спокойно, кругом постоянно тазики. Это мы уже больше беспокоились, что сложилась такая ситуация.
Получается, что это нам пример того, что у человека должно быть внутри в неудобной для него ситуации. Ни волнения, ни тем более раздражения, просто спокойное отношение?
Да, это нам пример. Учитель – это и есть пример, который показывает нам, что если мы на самом деле правильно относимся к происходящему, то у нас ничто в жизни не может вызвать раздражение, обиду, недовольство, несогласие. Вообще ничто, даже смерть наша, когда она придёт к нам, должна восприниматься как некая важная для нас на данный момент вещь, которую мы должны просто принять правильно.
Так что все ситуации, которые, на первый взгляд, касаются материального, в большей степени связаны не с материальным, а с духовным. И вот меня в связи с этим один вопрос очень волнует. Он, кстати, тоже относится, на мой взгляд, к теме нашего разговора. Это то, что в нас ещё встречаются свойства осуждения и зависти, которые не позволяют нашей материальной части развиваться правильно.
А как это происходит?
До тех пор, пока мы завидуем кому-то или проявляем недовольство, если кто-то имеет больше, у нас никогда не появится то, к чему мы стремимся. Получается замкнутый круг: хочу иметь хороший с удобствами дом, но при этом я либо завидую, либо осуждаю человека, который это уже имеет, – и всё, у меня такой дом никогда не появится, мне нельзя его давать. И получается, что до тех пор, пока мы не изменим своё отношение к ближнему, у которого есть то, чего бы нам тоже хотелось, пока мы не сможем спокойно порадоваться тому, что ему удобно и хорошо, реальность, окружающая нас, тоже не изменится. Только меняя своё отношение, мы начинаем менять всё то, что в материи по отношению к нам складывается пока сдержанно.
Так вот, если сейчас наше материальное состояние такое, значит, мы живём именно в таком достатке, которого заслуживаем. Вот заслуживаем хибарку, которая шатается от ветра, заслуживаем корку хлеба и соль – это, значит, и есть то, что нам сейчас крайне необходимо. И каждый должен о себе сказать: «Да, ребята, всё то, что у меня есть – самое лучшее, что для меня может быть». Вот самая простая логика! «Это самое лучшее, что для меня может быть», – всё.
А если это так, то тогда нет смысла задаваться вопросом, кто что имеет. Ну, и здорово, что имеет, но он это и заслужил. А я имею пока только три корочки хлеба и соль, а то, может быть, и соли нет. Ну, тоже я это заслужил. И я благодарен этому…
Существует очень интересная такая мудрость: «Я благодарен Богу не за то, что у меня есть, а за то, чего у меня нет». Вот если бы каждый верующий эту мудрость понимал. «Благодарю Бога за то, что у меня этого нет». Получается, что если у меня чего-то нет, значит, это отсутствие важно для меня. Таким образом меня лишают чего-то, к чему я могу привязаться, от чего у меня может просто «крыша уехать».
То есть отсутствие как спасение?
Да, как спасение. Тогда получается, я благодарю, в первую очередь, не за то, что мне сегодня дали хлеб, а за то, что мне сегодня не дали какое-нибудь изысканное блюдо. То же самое и в других случаях. Я благодарю за это, потому что для меня присутствие чего-либо было бы просто опасно.
А, может быть, здесь и другой оттенок? Допустим, у человека нет желаемого, но при этом ему надо не терзаться мыслью, почему у него этого нет, а просто подумать о том, какие можно приложить усилия, чтобы это было. То есть просто активно потрудиться самому, не рассчитывая ни на кого.
Это тоже ещё одна сторона, которую можно посмотреть: насколько человек прилагает собственные усилия, чтобы иметь то, чего ему хотелось бы. При этом надо суметь правильно выбрать, каким способом идти к своей цели, чтобы не наступить на чьи-то интересы, не толкнуть кого-то по пути. На эту грань тоже необходимо обращать внимание.
В нашей беседе мне хотелось бы затронуть ещё один момент. Раньше жизнь здесь, в Общине, была как-то проще – я имею в виду материальную сторону. В последнее время, в связи с появлением новых достижений техники и улучшением материального достатка живущих здесь, стало нарастать стремление приблизить условия деревенской жизни к городским: водопровод, паровое отопление, стиральная машина-автомат и тому подобное.
Я вижу, что когда нет привязки, тогда то новое, что может появиться в нашей жизни, оно просто будет воспринято как что-то более удобное, комфортное и не больше. Ну и нормально, ничего особенного в этом нет. Но если человек не может спокойно без чего-то обойтись, если у него отсутствие чего-либо вызывает психическое напряжение, и в доме возникает напряжение, то вот это ненормально.
В общем, в результате нашего разговора мы опять же пришли к тому, что всё внешнее, материальное, что нас окружает, – это отражение нашего внутреннего состояния. И поэтому, наверное, не случайны ситуации, когда человек приезжает сюда в экологически чистые условия с чистой водой и свежим воздухом и вдруг начинает болеть. То есть, какими бы ни были идеальными внешние, в том числе и природные условия, если человек не воспринимает с благодарностью всё, что его окружает, и хоть чем-то недоволен, Гармония так или иначе поправит его и поставит на место в любых условиях.
Да, мы обязательно должны с благодарностью относиться ко всему, что нас окружает. В противном случае получается, что и единую Семью очень сложно построить, если человек постоянно хочет чего-то для себя. Ведь, строя единую Семью, человек должен прежде всего думать, что он может туда внести. Не о том, что ему могут дать, а о том, чем он может поделиться. И, исходя из этого, если мы с благодарностью относимся к тому, что у нас есть, то отпадает любой момент требования для себя. Ну, если я благодарен за то, что у меня есть, то я уже тогда никому не скажу: «Ребята, а мне бы ещё сюда вот это, вот это и вот это». Тогда меняется само отношение к жизни, и человек рассуждает уже с других позиций: я могу сегодня помочь вот в этом, могу сделать вот это, поучаствовать там-то и там-то. И если все так будут жить, то единство постепенно родится само собой. Это очень важный момент, который человеку просто необходимо закрепить в своём сознании.