EN

Основы Нового Образования

Своим пониманием того, что в первую очередь необходимо закладывать в воспитании детей, делится Сергей Чевалков, священник Обители Рассвета:

Первая ступень – формирование мировосприятия, которое отличается ощущением чудесной таинственности: мир наполнен добрыми чудесами, мир наполнен добрыми волшебниками. И вообще, мы все сами волшебники, только еще маленькие, и мы хотим творить красоту, чудеса. Все время живое соприкосновение с тайной, все время воображение работает на полную катушку. И мы не просто постигаем мир через воображение, могучую силу познания Бытия, но мы еще и меняем этот мир. Прикасаясь к миру с мечтой, с воображением, с чувственным наполнением, мы начинаем его менять, а значит, выполнять ту работу, которая от нас требуется. Душа начинает получать то, что ей нужно для развития. Вот это и есть основа для создания нового образовательного пространства.

Вторая ступень — Новая Школа как мир волшебников. Она учит маленькое чадо пониманию сказки, помогает творить прекрасное, учит петь, рисовать, творить своими руками — и вкусить радость от того, что даришь радость окружающим через свой труд, через свое сердце. Здесь важно проявление души как творца, который творит во благо ближних, видит, постигает, рождает красоту. Красоту не только материальную, но и, например, красоту отношений – с людьми, с природой. Будет продолжаться развитие в направлении волшебства, но оно уже более конкретизированное, направленное в область всех видов мастерства, всех видов творчества, искусства.

Следующая ступень – Новая Школа как модель нового общества. Надо создать хотя бы маленькую модель, максимально приближенную к новому обществу, и ввести туда детей. Это уже другой оттенок: хоть где-то постараться создать уклад и отношения, выстроенные как можно точнее по Писанию, и туда ввести детей. По сути, наше образование должно быть тесно привязано к жизни, быть началом нашей новой жизни. Все самое передовое в нашем развитии должно фокусироваться на детей, именно в «точке роста» должны находиться дети. То есть, все делается во имя детей — с другой стороны, именно дети и «варятся» в самой активной среде.

Эта робота должна быть четко спланирована, с максимальным приложением усилий, в строго определенном направлении. Вот три основных условия. Задача трудная, и если все три этих момента не обеспечить, то будет сложно рассчитывать на успех.

олучается, что сейчас мы должны очень точно выверить ориентиры через Учителя. Сначала надо самим порыхлить, что мы хотим сделать, свериться с Учителем и сделать. Потом так же выполнить следующий шаг. Делать все вместе, обмениваясь опытом, поддерживая друг друга. Получится такая диалектика перехода: в недрах старого появляется новое, отрицающее это старое, и какое-то время они сосуществуют; новое потихонечку набирает силу, не споря, не вступая в конфликт; и в тот момент, когда новое наберет достаточно силы, естественным образом произойдет переход. Для того, чтобы сформировалось единое понимание, хорошо бы организовать что-то, подобное клубам родительской культуры.

Также необходимо выделить наиболее важные знания, которые и в будущем мы должны будем дать детям вне зависимости от наличия учебников, условий проживания и т.п., то есть начать создавать практическую педагогику. И здесь будет очень важен принцип преемственности, который гармонично раскрывается в больших природных семьях: это когда старшие обучают младших.

Еще видится важным порассуждать на тему образованности и культуры: порой звучат опасения, что молодой человек, который научится творить только руками, выйдет в жизнь необразованным. Опять же встанет вопрос: а где мастерские, в которых мы должны волшебников растить? И так через призму детей можно пересмотреть любую область Семьи и все подтянуть до планки, определенной Учителем. Ведь не существует ни одного человека, которому нечего было бы дать детям.