Круговые танцы и хороводы являются важной частью общинных праздников.Об особенностях и тайнах народных танцев рассказывает Светлана Дьяченко.
Первоначально танец, как вершина психического и физического состояния, в любой древней культуре был обращён к Богу, к природе, и нёс ритуальный смысл. То есть человек или группа людей были как центральное звено в неразрывной цепи между небом и землёй. Когда начинает звучать музыка либо песня, либо просто ритм, человек попадает в особое состояние, в котором он ощущает связь и с небом, и с «корнями», то есть с силой, исходящей из Земли-Матушки, и вообще со всем окружающим пространством.
Правда, такой связи не происходит, если человек закомплексован, если «каналы», по которым течёт жизненная сила, у него перекрыты, если он пробует движения танца воспринимать умом, а не чувственным миром.
«Магия» народных танцев основывается на нескольких принципах:
- Чтобы человек мог пропустить через себя силу Земли и ощутить это особое состояние, он должен быть открытым, свободным во всех смыслах: и эмоционально, и физически, и мысленно, и энергетически.
- Любое движение должно происходить как импульс-расслабление. Суть этого принципа заключается в следующем: человек находится в свободном состоянии; импульс рождается в солнечном сплетении и мгновенно распространяется по всему телу; далее следует расслабление и т.д. Но над всем этим не надо задумываться, так как импульсы нам посылает мелодия либо просто ритм – когда мы сливаемся с ритмом, он начинает жить внутри нас.
Одна техническая деталь: ныне мы в хороводах ходим на сильную долю (на «раз»), а раньше в деревнях ходили на слабую (на «два»); они плыли, а мы маршируем. Смещение акцента с сильной доли на слабую рождает совсем другой танец (если пользоваться терминологией джаза, возникает «свинг»).
- Импровизация. Через неё раскрывается чувственный мир человека, его индивидуальность. Импровизация также позволяет получить удовольствие от общения с человеком, который танцует с тобой. При этом радость и удовольствие – это не эмоциональная взвинченность, а внутренний свет и душевное спокойствие.
- Органичное соответствие традиции. Творчество, не связанное с традиционной культурой, зависит от личности. Оно может передаваться только от таланта к таланту. А фольклор – это музыка Земли: токи Земли через эту музыку будоражат наш чувственный мир, и мы не можем оставаться равнодушными, слушая её. Народная музыка, в отличие от академической, передаётся не от личности к личности, а от всех всем, из поколения в поколение. Она в наших генах. Мы все можем её петь и танцевать. Было бы желание – навыки придут обязательно: кому-то нужно больше времени, кому-то меньше, а в ком-то – всё уже готово.
- Важно, чтобы не был потерян самый ранний возраст, чтобы ребёнок с младенчества приобщался к истокам, иначе может потеряться потребность в естественном самовыражении в песнях, танцах и даже играх.
Многие исследователи народной музыки, хороводов, песен и плясок, пишут о том, что они магичны, но подразумевают при этом, что они использовались в магических обрядах. Это верно, но поверхностно. Народные песни и танцы – это не только сопровождение обряда, это само воздействие. Это одно из магических орудий человека в древности.
Говоря об обрядовых танцах, мы, в первую очередь, подразумеваем хороводы. Но хотелось бы добавить несколько слов о народных танцах, часто называемых бытовыми. Большинство круговых танцев, которые мы сейчас исполняем на праздниках, на гуляниях, появились ещё в средневековье. Времена были непростые: церковь запрещала веселье, прославление земной жизни. Но, несмотря на строгие запреты, во время народных гуляний простые люди исполняли свои незатейливые танцы, непосредственно связанные с трудовой деятельностью крестьян и ремесленников. Во время ежегодных цеховых праздников гончары, сапожники, бочары, кузнецы, ткачихи и прачки поражали зрителей быстротой и ловкостью своих танцев; в них воспроизводились движения, характерные для того или иного ремесла.
Танцы раннего средневековья часто исполнялись под пение самих танцующих, позднее – под рожок, в некоторых странах – под оркестр, состоящий их трубы, барабана и тарелок.
Простой народ веселился на городских и сельских площадях да полянах, феодалы чинно вышагивали в танцах-променадах в дворцовых залах (технически бальные танцы феодалов были несложные, их смысл заключался в демонстрации костюма и украшений танцующего).
Со временем танцевальная техника усложнялась, менялось и музыкальное сопровождение. Наша задача сейчас в общине – отобрать наиболее приемлемые для нас танцы, которые можно танцевать под живую музыку. В некоторых деревнях упомянутое направление нашей культуры уже успешно развивается, благодаря рвению музыкантов, танцоров и всех, понимающих ценность этого явления.