EN

Хороводы – это музыка Земли

 Круговые танцы и хороводы являются важной частью общинных праздников.Об особенностях и тайнах народных танцев рассказывает Светлана Дьяченко.

Первоначально танец, как вершина психического и физического состояния, в любой древней культуре был обращён к Богу, к природе, и нёс ритуальный смысл. То есть человек или группа людей были как центральное звено в неразрывной цепи между небом и землёй. Когда начинает звучать музыка либо песня, либо просто ритм, человек попадает в особое состояние, в котором он ощущает связь и с небом, и с «корнями», то есть с силой, исходящей из Земли-Матушки, и вообще со всем окружающим пространством.

Правда, такой связи не происходит, если человек закомплексован, если «каналы», по которым течёт жизненная сила, у него перекрыты, если он пробует движения танца воспринимать умом, а не чувственным миром.

«Магия» народных танцев основывается на нескольких принципах:

  1. Чтобы человек мог пропустить через себя силу Земли и ощутить это особое состояние, он должен быть открытым, свободным во всех смыслах: и эмоционально, и физически, и мысленно, и энергетически.
  2. Любое движение должно происходить как импульс-расслабление. Суть этого принципа заключается в следующем: человек находится в свободном состоянии; импульс рождается в солнечном сплетении и мгновенно распространяется по всему телу; далее следует расслабление и т.д. Но над всем этим не надо задумываться, так как импульсы нам посылает мелодия либо просто ритм – когда мы сливаемся с ритмом, он начинает жить внутри нас.

Одна техническая деталь: ныне мы в хороводах ходим на  сильную  долю (на «раз»), а раньше в деревнях ходили на слабую (на «два»); они плыли, а мы маршируем. Смещение акцента с сильной доли на слабую рождает совсем другой танец (если пользоваться терминологией джаза, возникает «свинг»).

  1. Импровизация. Через неё раскрывается чувственный мир человека, его индивидуальность. Импровизация также позволяет получить удовольствие от общения с человеком, который танцует с тобой. При этом радость и удовольствие – это не эмоциональная взвинченность, а внутренний свет и душевное спокойствие.
  2. Органичное соответствие традиции. Творчество, не связанное с традиционной культурой, зависит от личности. Оно может передаваться только от таланта к таланту. А фольклор – это музыка Земли: токи Земли через эту музыку будоражат наш чувственный мир, и мы не можем оставаться равнодушными, слушая её. Народная музыка, в отличие от академической, передаётся не от личности к личности, а от всех всем, из поколения в поколение. Она в наших генах. Мы все можем её петь и танцевать. Было бы желание – навыки придут обязательно: кому-то нужно больше времени, кому-то меньше, а в ком-то – всё уже готово.
  3. Важно, чтобы не был потерян самый ранний возраст, чтобы ребёнок с младенчества приобщался к истокам, иначе может потеряться потребность в естественном самовыражении в песнях, танцах и даже играх.

Многие исследователи народной музыки, хороводов, песен и плясок, пишут о том, что они магичны, но подразумевают при этом, что они использовались в магических обрядах. Это верно, но поверхностно. Народные песни и танцы – это не только сопровождение обряда, это само воздействие. Это одно из магических орудий человека в древности.

Говоря об обрядовых танцах, мы, в первую очередь, подразумеваем хороводы. Но хотелось бы добавить несколько слов о народных танцах, часто называемых бытовыми. Большинство круговых танцев, которые мы сейчас исполняем на праздниках, на гуляниях, появились ещё в средневековье. Времена были непростые: церковь запрещала веселье, прославление земной жизни. Но, несмотря на строгие запреты, во время народных гуляний простые люди исполняли свои незатейливые танцы, непосредственно связанные с трудовой деятельностью крестьян и ремесленников. Во время ежегодных цеховых праздников гончары, сапожники, бочары, кузнецы, ткачихи и прачки поражали зрителей быстротой и ловкостью своих танцев; в них воспроизводились движения, характерные для того или иного ремесла.

Танцы раннего средневековья часто исполнялись под пение самих танцующих, позднее – под рожок, в некоторых странах – под оркестр, состоящий их трубы, барабана и тарелок.

Простой народ веселился на городских и сельских площадях да полянах, феодалы чинно вышагивали в танцах-променадах в дворцовых залах (технически бальные танцы феодалов были несложные, их смысл заключался в демонстрации костюма и украшений танцующего).

Со временем танцевальная техника усложнялась, менялось и музыкальное сопровождение. Наша задача сейчас в общине – отобрать наиболее приемлемые для нас танцы, которые можно танцевать под живую музыку. В некоторых деревнях упомянутое направление нашей культуры уже успешно развивается, благодаря рвению музыкантов, танцоров и всех, понимающих ценность этого явления.