Олег Надымский (Петропавловка):

«Самое главное – это процесс!»

olegОлег Надымский - мастер гончар из Петропавловки. О своем мастерстве и творческом пути Олег рассказывает корреспонденту газеты "Земля Обетованная":

Олег, ты стал мастером уже здесь, в общине. Расскажи, пожалуйста, о том, чем ты занимался раньше.

Я окончил Тюменский Государственный университет, юридический факультет. У меня юридическое образование. И последних шесть лет перед приездом сюда я работал в банке заместителем директора по правовым вопросам.

В то время у тебя был хоть какой-то интерес к ручному труду?

Нет, можно сказать, такого интереса не было вообще. Я до этого ещё лет девять работал на стройках. Я на Севере после армии проработал пятнадцать лет.

А как возник этот интерес?

В большей степени, исходя из того, что направленность Учителем задана была. В определённый момент я об этом задумался. А когда задумался, уже сами обстоятельства шли мне навстречу. Возникла жажда определённая. Возникла она в двухтысячном году, даже раньше – осенью девяносто девятого года. Почитал ещё немножко книжек о глине. Есть простая книжечка «Послушная глина» – детская такая. Прочитал её, воодушевился всеми этими процессами. Воодушевился так, что мне это просто снилось. Ещё ничего не сделал, но мне уже снилось, что я делаю. Снилась Земля, буквально в разрезе, залежи глины там… Довольно увлекательный был процесс.

Потом в течение девяти месяцев у меня были поездки с Володей Капункиным по миру. И я в этот период помнил о своей цели, везде присматривался, где мы были (в Болгарии, в Прибалтике), всюду смотрел в магазинах керамику, любовался ею. И, наверное, уже к девятому месяцу у меня было такое состояние, что я просто не мог не работать руками. Мне очень уже хотелось, я спрашивал Учителя, что мне лучше – продолжать ездить с Володей или выбрать постижение мастерства. Он посоветовал, что лучше уже творчеством начать заниматься.

И я начал делать определённые усилия. При доме была построена маленькая пристройка для мастерской – 4х3 м. Там до шести-семи человек работало у меня.

А во время пребывания в Риге я познакомился с очень интересной женщиной – Инэссой, которая провела со мной один мастер-класс. Я смотрел долго, как она работает на простом маленьком круге. Это было в школе, где она преподавала. Она очень участливо рассказывала о каждой детальке, о каждой операции, о постановке. Мне всё было понятно, мне было достаточно посмотреть, и у меня сразу получилось. А потом уже эта жажда всё больше подталкивала меня к тому, чтобы постигать, постигать и постигать.

А как, по-твоему, чем отличаются изделия ручной работы от тех, которые сделаны машинами?

От Олега 2Да, понятно чем – теплом человека. А это всегда чувствуется другим человеком, подобное тянется к подобному. Когда изделие ручное, человеку смотрящему хочется его потрогать, там всегда что-то остаётся от человека сотворившего: вся его энергетика, вся информация, поле того мастера, который это делал. Отличие от штампованных изделий я в своё время ощущал, когда повсюду ходил смотреть керамику. В наше время магазины заполнены фарфором, фаянсом, прекрасные формы – и никто не смотрит даже. А в лавочках, где продаются изделия народных умельцев, там всегда и народа много, и тесно, и всегда хочется всё это потрогать, потому что эти вещи – они неповторимы.

А на производстве участие человека происходит на уровне мастера-дизайнера, который, в принципе, только разрабатывает форму. Он приготовил форму, и на этом всё закончилось. В этот образец он всё вложил. А дальше образец пошёл в производство – это литьё. Технический прогресс раздробил процесс изготовления изделий: вычленил отдельные операции и убрал мастера. Процесс был раздроблен. И в итоге один занят глиной (и то – всё техника делает, месит), другой – ещё чем-то, третий – ручку приделывает. Я был на заводе. Конечно, там очень просто тарелки делаются. Стоит станочек, сидит женщина, налепливает шмат глины, и очень быстро всё выскакивает.

DSCF8321Там даже по самой своей структуре глина совершенно иная, потому что, когда человек крутит на круге, выстраиваются определённым образом частицы. И вещи ручной работы, – они прочнее, гораздо прочнее. Производственная посуда всегда глазурованная. Без глазури она быстро разобьётся просто-напросто, потому что у неё не будет крепости необходимой. Её покрывают глазурью, чтобы она была и водонепроницаемой, и имела определённую жёсткость. Вот разница. Но в целом, в принципе, отличие создаётся, конечно же, присутствием самого человека. И чем человек сердечнее, теплее и духовнее, тем, конечно же, его изделие богаче, больше хочется к нему прикасаться.

У тебя очень красивые изделия. А много времени уходит на такую красоту? Это длительный процесс?

DSCF0610Процесс длительный. Кроме того, он требует большой внутренней концентрации. Однажды в мастерской мы попробовали сделать шликерное литьё. Это, можно сказать, та же самая вазочка получается, но без применения ручного труда. Глина в гипсовую форму выливается, и готово. В те дни, когда шла отработка этого процесса, мне было легко работать – легче, чем обычно. Я тогда отметил для себя, насколько необходима концентрация внимания именно в ручном режиме. На творческий труд, действительно, очень много психических сил тратится.

А сколько времени? Если по этапам процесса смотреть, то на такой кувшин надо где-то килограмма полтора глины – это первое. Её надо приготовить. Дальше нужно выкрутить на круге саму форму. Затем эту форму, когда она подсохнет, требуется обточить. Дальше нужно приклеить детали, к примеру, ручку, потом выкрутить крышку. И когда она ещё подсохнет, сделаем декор – это резьба может быть или лепной орнамент. За день не сделаешь, если так посмотреть. Я могу выкрутить в целом форму и слепить, ориентировочно часа за три-четыре. А дальше ещё резьба, на неё день может уйти.
DSCF0183

Сейчас у нас в общине не так уж много настоящих мастеров, хотя Учитель нам неоднократно говорил о важности и ценности ручного труда.Что бы ты пожелал тем, кто хотел бы заняться творчеством, постижением ремесла, но пока не уверен в себе, в своих возможностях?

Не нужно бояться. Могут быть внутренние программы, создающие это ощущение: «не смогу, не сумею, не получится». Не нужно боятьс, нужно брать и пробовать. Конечно, всё даётся с большим трудом. Терпением определённым. Просто нужно настроиться, не ждать быстрого результата. Важно понять, что самое главное – это процесс. Это самое главное. Потому что результат человека может в чём-то не устроить, он будет разочарован. А зачем? Вот когда человек будет упоён самим процессом, когда ему просто понравится делать, делать, как петь – вот это самое важное.

А у тебя много учеников?

Пространство мастерской не позволяет иметь много. Но сейчас будут проводиться занятия со старшими ребятами. Сейчас идёт такая «волна» – заняться с молодёжью, с детьми постарше, которые, выйдя из школы, должны выбрать свою дальнейшую дорогу. Нужно как-то подготовить их к жизни, провести по мастерским. Возможно, это будет какое-то углублённое погружение или будут просто ходить и познавать: с деревом знакомиться, с глиной, с железом… Есть желание обучать именно молодежь. А ещё, конечно, тех, которые действительно имеют стремление учиться.

14
14 - copy
22
23
24
29
36
42
43
44
46
49
51
60
61
62
64
65
71
72
73
75
80
81
84
90
98
previous arrow
next arrow
Shadow
  • 1
  •  
  • 7
  •  
  •