АриЭль (Таяты):

«Я всегда жил в сказке!»

АриЭль – творческий псевдоним Аркадия Хейфеца, писателя, автора книг «Добродетели», «Нежность», «Уроки Доброты», «Нежное дыхание сказок», «Ратники Света». Аркадий – уроженец Петербурга. Ныне проживает в деревне Таяты в Каратузском районе.

Вот что Аркадий рассказывает о своем творческом пути:

Мой путь в творчестве, можно сказать, начинался с места рождения. Роддом, в котором я появился на свет, расположен практически на стрелке Васильевского острова в Петербурге, и если описать круг радиусом всего в один километр, в границы круга попадёт и Государственный Эрмитаж, и Дворцовая площадь, и сама стрелка Васильевского острова, и Петропавловская крепость, войдут Меньшиковский дворец и Академия художеств Санкт-Петербурга. Вот в таком замечательном месте я родился.

Я поражаюсь всему, что со мной происходит, насколько удивительно Господь выкладывает мой путь. Школа, в которой я учился, находилась всего в двадцати минутах ходьбы от Эрмитажа. Раз в неделю мы всем классом ходили в Эрмитаж на экскурсию.

А потом, обучаясь в техникуме, в институте, я старался не пропускать ни одной выставки: ни в Русском музее, ни в Эрмитаже. Как-то это для меня стало очень дорого. Поэтому, когда я прослушал запись встречи с Учителем, во время которой было сказано о необходимости рождать новую литературу, новые сказки без отрицательных образов, я воспринял это так, будто Учитель обратился ко мне лично. Что мне лично адресованы эти слова этой встречи, произошедшей в Гурзуфе в конце 1996 года.

И, конечно, я начал с жанра сказки, потому что я всегда жил в сказке. Если что-то случалось нехорошее в моей жизни или я смотрел какие-то спектакли, кинофильмы со сложным концом, я всегда придумывал что-то новое, сказочное. И я ступил на путь моего становления в качестве детского писателя, работающего в жанре сказки.

Уезжая из Петербурга на земли обетованные, я задумал привезти сюда литературно-музыкальную гостиную, чтобы были книги, чтобы были фильмы, диски по искусству, чтобы я мог людям рассказывать о композиторах, о художниках… Мне очень повезло: в мои руки пришло множество материалов с необходимой информацией именно в тот момент, когда мы уезжали. Об этой литературно-музыкальной гостиной я мечтал восемь лет. И поскольку я был уже нацелен на творчество такого рода, то в течение трёх лет, начиная со второго января 2004 года, моя гостиная существовала. Каждую субботу для детей готовилась программа, посвящённая волшебному миру сказок. И каждое воскресенье, без единого пропуска, более зрелым слушателям предлагалась литературно-музыкальная композиция по искусству. Я называл эти литературные вечера «Мир искусства». У меня было столько энергии, столько сил – хватало на всё задуманное. Если я уезжал, поднимался на Гору с таятскими мужчинами, то меня всегда заменяла жена. И в первый, 2004-й, год я провёл у себя в Таятах и по Земле Обетованной 144 программы. Это такой закон: чем больше ты отдаёшь людям, тем быстрее сам наполняешься. Не бывает усталости, когда занимаешься делом светлым и нужным – нужным детям, людям.

Гостиная существовала три года. У меня были программы с продолжением, например, серия из пяти программ о Бахе или семь вечеров, посвящённых Леонардо да Винчи.

А теперь Законодательное собрание Красноярского края выпустило постановление, что в каждой школе должны быть уроки по художественной культуре Красноярского края. И меня пригласили преподавать в школе.

Когда я ехал на постоянное житие в Сибирь, я знал, что буду писать новеллы об искусстве. Ещё в Петербурге в 2002 году были написаны «Волшебная скрипка Страдивари» и «Учитель музыки», которые печатались в газете «Земля Обетованная». Перед отъездом из Петербурга, зная, что в Сибири такой возможности уже не будет, я прикладывал максимальные усилия для сбора необходимого материала. Будучи кандидатом технических наук, я работал в Российской национальной библиотеке и был вхож в любые залы, даже в залы редкой книги. Благодаря этому я иногда находил уникальные зацепки – начало моих литературных сюжетов по искусству.

С лета 2003 года я здесь, на земле обетованной, с женой и внуками.

Мой календарный год делится на две половины. Полгода с 15 октября по 15 апреля – это то время, которое я посвящаю творчеству. Причём занятия творчеством я совмещаю с участием в работах Семьи – я все эти годы в Единой Семье. Вторая половина года занята необходимым сельским трудом, что очень трудно порой даётся, но даётся, когда прикладываешь силы. Это, конечно, не значит, что вторую половину я не соприкасаюсь с творчеством и ничего не делаю в этой области. Я что-то продумываю, но нет возможности глубоко погрузиться в творчество и пребывать долгое время в таком молитвенно-творческом состоянии, в котором, в общем-то, всё и рождается.

В 1998 году тиражом всего в сто экземпляров напечатал тоненькую книжечку, состоящую из ста листов, – «Нежное дыхание сказок». И там впервые появились мои новеллы о любви, которые потом перетекли в книгу «Нежность». А сама книга «Нежность» была задумана тогда, когда Учитель стал в 1999 году очень много говорить о взаимоотношениях мужчины и женщины, о природной любви, о том, как должны строиться наши природные семьи. Мне эта тема была необычайно созвучна. А Слово Учителя, которое он сказал 18 августа 1999 года, я слушал много-много раз, и это оказалось безмерно важно для моей души. И, самое главное, Учитель произнёс, что Он всегда с любящими. И тогда у меня возникло желание выпускать альманахи «Нежность», которые будут рассчитаны на юношей и девушек возраста Ромео и Джульеты.

Я с самого начала определил себе направление творчества: поделиться чувствами, которые меня переполняют, с юношами и девушками, вступающими в возраст первой любви. И я выпустил четыре таких альманаха – они были готовы в 2001-м году.

 

В этом же году со своими альманахами, со своими сказками «Нежность», «Нежное дыхание сказок» я предпринял огромное путешествие по земле обетованной. Я путешествовал по всем деревням сорок дней. В общей сложности я провёл 72 программы: «Нежное дыхание сказок» – для самых маленьких, «День рождения феи» – для тех, кто постарше, и «Нежность» – для взрослых юношей и девушек. Поделившись результатами творчества в избранном литературном жанре, я почувствовал отклик, увидел востребованность своего труда.

 

Я все свои книги пишу с такой мыслью, что это книги для семейного чтения: «Добродетели», «Нежность». «Лики Божественной любви» – он тоже для семейного чтения с целью художественного и эстетического воспитания детей.

Никакие книги, никакая самая прекрасная музыка, никакие произведения искусства не смогут ребёнка научить правильно относиться к близкому человеку (будущему избраннику или избраннице – тому человеку, с которым захочешь вместе пройти всю жизнь).

Но всё складывается по-разному. Проживая жизнь с нашими дочерьми, мы с ними ходили в музеи, гуляли, читали, у нас дома была очень добрая обстановка, о которой дочери вспоминают, но жизнь у них сложилась такой, какой должна была сложиться. Мы очень многое старались заложить в них и в детском, и в подростковом возрасте, а дальше пришлось «отпустить», как говорит Учитель.

Дети должны увидеть хорошие поступки родителей по отношению друг к другу, увидеть любовь. И пусть даже так случилось, что мама одна воспитывает ребёнка (такие семьи у нас есть), ребёнок никогда не должен услышать какую-то нехорошую информацию о своём папе, о бабушке и дедушке или о ком-то близком. Не могу сказать, что у нас с женой всё получилось или всё получается, но, по крайней мере, мы оба стараемся и были настроены именно так.

А если говорить о дополнительном образовании, я для себя определил область литературного и публицистического творчества. Определяющее – это духовность и культура.

Духовность – тот корень, от которого берёт начало древо. А культура – это ветви и лепесточки, те прекраснейшие творения души и рук человеческих, которые нас окружают. Но корень у них один, который питается одной влагой, – влагой духовной, идущей от нашего Отца.

Сейчас актуально только моё литературное творчество в контексте практической работы с детьми. Но, конечно, я пользуюсь своими, теперь уже можно сказать, многолетними наработками, потому что мой псевдоним «Ариэль» родился семнадцатого марта 1996 года, когда появилось стихотворение «Гимн любви», написанное к новелле о любви Ливенадии. Я никогда в жизни не назвал бы его так смело – «Гимн любви». Но Инэсса, наш прежний редактор газеты «Земля Обетованная», напечатала его в газете под таким названием, и с тех пор так оно и живет.

Но что интересно – казалось бы, многое прочувствовано в мире искусства: изобразительное искусство, литература, музыка, кино и театр, декоративно-прикладное искусство и архитектура – все виды  искусства мне дороги. Но когда я начал работать, я вдруг увидел, что, действительно, я не очень многое могу показать детям из того, что мне хотелось бы показать. И я начал работать над созданием своих фильмов «Лики Божественной любви». Сейчас вышло два диска, включающих фильмы «Светлый лик Богоматери», «Немеркнущий свет красоты», «Музыка, запечатлённая в камне» и четыре фильма «Времена года в произведениях служителей искусства».

И, конечно, постоянно возвращаюсь к мыслям: что такое новая педагогика, в чём должна быть её новизна? Но так как в педагогике я приобщён к сфере духовно-нравственного и эстетического воспитания, на уроках, давая детям задание, я всегда задаю три вопроса. Всегда три вопроса к детям. Первый из них – что тебе понравилось сегодня на уроке? Второй вопрос – о чём бы ты хотел рассказать, придя домой, своим маме, папе, дедушке, бабушке, братику, сестрёнке? И третий вопрос – что бы ты хотел запечатлеть на бумаге на тему, затронутую на уроке, что нарисовать? И для себя определил, что начало новой педагогики именно вот в этих подходах. Когда урок выстраивается на основе рассказа без отрицательных образов, выстраивается так, чтобы всегда чувствовался синтез искусств: живописи, музыки и литературного слова, поэзии.

 


  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
RSS Feed