Сказка и игра в сказку

«Ве­рить в то пре­крас­ное или в ка­кие-то об­ра­зы, ко­то­рые спо­соб­ны по­мо­гать че­ло­ве­ку под­дер­жи­вать в его чув­ствен­ном мире по­ло­жи­тель­ный эмо­ци­о­наль­ный фон. Спо­соб­ность че­ло­ве­ка фан­та­зи­ро­вать, во­об­ра­жать и ве­рить в то, что под­дер­жи­ва­ет вот эту кра­си­вую сто­ро­ну его пе­ре­жи­ва­ний, точ­нее, кра­си­вых пе­ре­жи­ва­ний. Вот это от­но­сит­ся к сказ­ке.

 
Там нуж­но мак­си­маль­но ис­клю­чить то, что мо­жет кого-то уни­что­жать. Древ­ние сказ­ки боль­ше свя­за­ны с вой­на­ми. Вос­пи­ты­ва­лись во­и­ны-дети, и они долж­ны были ви­деть по-сво­е­му мир, так, как тре­бо­ва­ла ре­аль­ность.
Но что­бы пе­рей­ти на дру­гой уро­вень, нуж­на дру­гая сказ­ка, там ни­кто ни­ко­го не дол­жен убить.

 
Вот это но­вое ви­де­ние надо вос­пи­ты­вать в ре­бен­ке сей­час уже. Это вре­мя при­хо­дит. Его надо фор­ми­ро­вать, пи­сать за­но­во сказ­ки, но где нуж­но убрать кровь».

Повествование от Вадима. Часть 12, глава 24:94-97

 

  По инициативе редакции газеты «Земля Обетованная» в июне в гостеприимном доме Татьяны Денисовой состоялся небольшой семинар, а точнее, «круглый стол» на тему «Сказка и игра в сказку». В нём участвовали десять педагогов садика и начальной школы из Черемшанки, Петропавловки и Тюхтят, а также несколько человек, пишущих для детей сказки, стихи, сценарии. Предлагаем читателям некоторые фрагменты нашей беседы.

Лена Козлова: У меня вопрос о смысловой нагрузке сказки. Традиционно в сказке всегда давалась некая мудрость. К примеру, в русских народных: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Для меня этот акцент всегда был основной – понять, какую мудрость несёт та или иная сказка. Каково выше понимание? Нужны ли концовки, заостряющие внимание детей на поучении?

Вера Карпова: Мне кажется, в конце обязательно должно быть рассуждение. Не прямое поучение, а рассуждение или вопрос. Во всяком случае, это хорошо проходит с детьми. Они сразу начинают высказывать своё мнение, раскрывая свой внутренний мир, показывая, чем они наполнены. Тогда получается интересно.

Лена: Это на уроке, на занятиях с детьми. А когда публикуем сказку в печати?

Вера: Пишите вопрос! Он наводит читателя на рассуждение.

Алёна Высоцкая: Мне кажется, заканчивать сказку можно по-разному. Иногда можно наводить детей на рассуждение прямым вопросом. А иногда лучше ничего не объяснять, не раскладывать по полочкам, а оставить ребёнку самому разобраться. Ведь если взрослый не объяснил сказку, ещё не значит, что ребёнок её не поймёт. И если ребёнок не проговорил своё понимание, совсем не значит, что у него внутри не произошло осмысление.

Оля Михайлова: До определённого возраста дети не воспринимают сказки головой. Они воспринимают чувственным миром. И разумные выводы они просто не заметят. Может быть, такой подход годится для среднего школьного возраста, но младшие дети выводы делают по-своему. Можно одну ситуацию рассказать? Я на ночь читала Грише рассказ про четырёхлетнего мальчика, которому папа, уезжая в командировку, сказал беречь маму; мальчик всё думал, как же он сможет маму беречь, если, наоборот, это мама всё время о нём заботится. И вот уставшая мама вечером заснула на диване, а проснувшись, увидела, что она укрыта пледом, сын сам покушал, разделся и спит, а лампа, чтобы не светила в глаза, накрыта… зелёными полосатыми штанишками. Как только я дочитала рассказ, Гриша сразу начал воплощать его в жизнь: укрыл меня одеялом, погладил по головке – без всяких выводов, без всяких рассуждений. Он почувствовал что-то и сразу стал действовать. Для ребёнка важно само действие!

Я часто пишу сказки, особенно к празднику фонариков, для конкретных детей и про них. Однажды таким образом я помогла девочке, которая была очень обидчивая: написала сценарий про девочку, которая никак не могла справиться со своими обидами, а гномик ей помог. Во время спектакля я наблюдала за девочкой (прототипом), как она переживала за героиню, а когда всё хорошо закончилось, облегчённо выдохнула. Видно было, что она пережила эту ситуацию и, действительно, стала меньше обижаться. То есть не было прямой морали: человек просто увидел ситуацию со стороны и понял, что она небезвыходная.

Алёна: То, о чём говорила Оля, называется сказкотерапия: мы используем сказку, чтобы помочь ребёнку справиться с какой-то его проблемой, которую мы видим. Например, рассказываю настольную восковую сказку про мальчика, который часто дерётся, но его имени не называю. Ребёнок слушает и в тот же день начинает делать для себя выводы. Так можно обыгрывать ситуации, когда дети не здороваются, вместо прямых наставлений: «Надо здороваться!». Раньше у нас в садике жил заяц, который замерзал, если дети говорили друг другу нехорошие слова, и согревался от добрых слов. Дети так старались («Молодец», «Спасибо!»), что зайчику становилось жарко… Это я говорю к тому, что сказочный образ лучше создавать, исходя из ситуации, из необходимого самому ребёнку.

Оля: А ещё можно подарить ребёнку сказку на день рождения: написать для него историю, нарисовать картинки и подарить такую книжечку. К примеру, сказку о лисёнке, которого ветер научил летать, я написала для одной девочки, чтобы помочь ей справиться с определёнными комплексами.

   Мне кажется, сказкой мы не убираем программы, а лишь помогаем ребёнку её в себе увидеть. Если он готов меняться, он будет стараться это сделать, если нет – значит, нет…Если мы действительно хотим получить результат, обязательно должен быть тесный контакт педагогов с родителями и единое понимание о воспитании ребёнка. Только вместе мы сможем ребёнку помочь. Сказка раскрывает внутренний мир ребёнка ,и на каком-то чувственном всплеске он иногда может преодолеть свои слабости. Особенно если взрослый, который с ним общается – родитель или педагог – его очень любит и верит в его силы.

Алёна: Может, мы поговорим о правилах написания сказки? По опыту работы в садике могу сказать, что большую часть сказок, написанных нашими сказочниками, маленьким детям сложно слушать. Я много сказок перепробовала. В них часто не учитывается психология детского возраста. Есть определённые факторы, помогающие ребёнку усвоить сказку. Первый – повторение. Повторы обязательны в сказке, особенно для детей до семи лет. Повторы задают определённый ритм, который тоже очень важен. Обязательно учитывать особое строение предложений, помогающее рассказывать или читать сказку с определённой интонацией.

Юлия Бербенец: Маленькие дети очень чувствительны именно к интонации, они её хорошо запоминают и даже начинают «бунтовать», если во второй раз рассказываешь не так, как в первый. Поправляют, если меняешь слова.

Живиль: Сказка для малышей не должна быть многословной? И достаточно простой, понятной без всяких отступлений и объяснений автора?

Алёна: Да, завязка – чёткая и сразу, чтобы дети заинтересовались. Повторы. Чётко обозначенное начало и конец. Диалоги – несложные, но обязательно добрые. Вспомним те же русские сказки: «Репка», «Курочка Ряба». Классика, которая всегда хорошо воспринимается.

Лена: Может быть, в связи с раскрытием нашего чувственного в мира, с тем, что нам хочется делиться своими чувственными переживаниями, мы часто строим в своих сказках слишком витиеватые фразы. Мне как-то подсказали, что в сказке главное – обозначить действие, сюжет на действиях строится.

Вера: Я уже 17 лет работаю с детьми. Нам в школе приходится самим делать сборники для уроков чтения. Поэтому возник вопрос: что давать читать детям, как писать для детей, как произведения отбирать? Я задала Учителю вопрос на эту тему: что большинство наших произведений красиво написаны, образы только положительные, но сюжетная линия не просматривается. А в классике – острый сюжет, события интенсивно разворачиваются, но много отрицательных образов. Как с этим быть? И получила примерно такой ответ: надо выбирать, советоваться между собой и выбирать. Поэтому, работая с нашими авторами, мы порой можем и подсказать: вот здесь бы надо  оживить, добавить действия.

И ещё. Отбирая классические сказки, я сделала такое открытие: во всех них обязательно заложен сакральный смысл! Душа ребёнка чувствует это и притягивается к этому. Возьмём «Царевну лягушку». Там же целый кладезь мудрости. А по поводу негатива надо понять: есть отрицательные образы и есть отрицательная информация. Некоторые сказки действительно переделать никак невозможно: негативное заложено в саму суть сказки, весь сюжет построен на негативе. Поэтому мы выбираем сказки, написанные по-доброму, а отрицательные образы, слова с негативным смыслом убираем. И обязательно общаемся с детьми на эту тему. Здесь важно не перегнуть палку. Вспомните подсказку Учителя о том, что не надо идеализировать. Сказки наших авторов часто слишком идеализированы, как бы оторваны от жизни.

Юля: А ещё сказку надо рассказывать так, чтобы она была понятной. Если сказку объяснять – от этого всё волшебство уходит.

Алёна: Важно, чтобы дети сами учились думать, какие-то свои выводы делать. Иногда я не отвечаю напрямую, даже если ребёнок спрашивает. Порой видно, что мысль у ребёнка уже  пошла – не надо стараться её по-взрослому оформить.

Живиль: У каждого возраста ведь свои особенности восприятия, и порой даже трудно предугадать, какие выводы сделает ребёнок, послушав ту или иную сказку.

Юля: Моему сыну уже не надо говорить: «Не ходи один на улицу, за калитку!». Достаточно было рассказать сказку «Колобок». Он очень сильно задумался. Ведь не хочется ребёнку постоянно говорить об опасности, не хочется, чтобы он машин боялся, чтобы животных боялся. Лучше ребёнку что-то такое рассказать, чтобы его остановить, уберечь, но не пугать при этом. У малыша мышление вообще чисто образное. Подбирая правильные образы, можно формировать правильное восприятие мира. Та же «Репка», если задуматься, о многом ребёнку говорит: например, о взаимовыручке (когда даже мышка приходит на помощь кошке), когда помощь даже самого маленького и слабого может оказаться решающей, потому что лишь маленького последнего усилия не хватает, чтобы сделать большое дело.

Оля: Я вспомнила ещё один важный момент: связывание сказки с реальностью. У нас в садике был случай:  рассказали сказку про яблочный пирог, а потом тайком от детей такой пирог испекли и спрятали; дети его везде искали и в духовке нашли. Вот это было волшебство! Я всегда стараюсь сказку продолжить в жизни. Тогда дети чувственно включаются в этот процесс и сами начинают вроде бы волшебство творить – что-то друг для друга делать. Получается такая обратная связь.

Наша беседа плавно перешла на обсуждение хороших книжек для детей, которые cейчас издаются. Было предложено создать и размножить среди педагогов список наиболее интересных и приемлемых произведений. Вера Карпова показала свои сборники: уже много лет она отбирает произведения для детей отдельно по разным темам и для разных возрастов, сделала книжки про Учителя, о Его жизни и творчестве. Редакция газеты, в свою очередь, готова поучаствовать в важном деле создания и распространения хорошей литературы для детей. Обращайтесь! Ну, а подобные семинары на волнующие многих темы воспитания детей, надеемся, станут регулярными.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
RSS Feed