Живой звук в проведении таинств

О том, какое значение имеет «живое» звучание музыкальных инструментов в проведении разных таинств, рассказывает священник Обители Рассвета Сергей Чевалков:
Сейчас все более ясно становится – для меня, по крайней мере – что будет неправильным разделение на таинства церковные или Божественные и таинства, посвященные Земле или миру огромному. Все это – таинства, которые мы творим по Воле Бога, это то, ради чего мы пришли на Землю, для чего мы и созданы: чтобы прикосновением своего чувственного мира изменять, облагораживать мир окружающий, помогая ему становиться более совершенным, более прекрасным. Поэтому для меня понятие таинства расширилось. И сейчас я понимаю: по сути, каждый наш шаг по земле, каждое наше действие должно происходить во взаимодействии с незримым миром. Пусть мы творим что-то, чего пока не видно, но это имеет большое значение и для нас, и для окружающего пространства. А когда мы вместе это делаем, наше прекрасное воздействие умножается многократно, усиливается, приобретает много красок, и такие наши прикосновения становятся благими для мира. И вот как раз для того, чтобы помочь друг другу прийти к более возвышенному, более наполненному состоянию в момент совершения таинства, очень важно использовать то, что вдохновляет нас, что зажигает наш чувственный мир в хорошем смысле.

Музыка, на мой взгляд, в этом смысле имеет большое значение, особенно вибрации, которые рождают «живые» инструменты. Ведь они соединены с живыми музыкантами, которые в данный момент присутствуют на таинстве, чувствуют все происходящее, и чувственный мир их начинает звучать созвучно с чувствами людей, пришедших на таинство, а инструменты только усиливают это единое созвучие и помогают всем участникам как-то более ярко себя проявить. Это очень важно. Даже простейшая свирелька или флейточка уже на порядок, по моим ощущениям, усиливает благотворное воздействие таинства и на нас, и на природу. А если еще гусельки, скрипочка или гитара, какие-то ритмические инструменты, которые могут поймать ритм нашего сердца и, усилив его, создать ритмическую канву – все это очень сильно влияет на состояние людей, на их возможность соединиться. Потому что тогда есть единое звучание, на котором все могут соединиться. Ведь все равно у каждого немножко по-разному это происходит, а тут создается единый синхронизирующий музыкальный фон, звучание которого очень хорошо помогает в таинстве.

Почему именно «живой» звук? Потому, что запись — это что-то, сделанное когда-то где-то кем-то; кто в каком состоянии находился, что там вокруг происходило, и что вложено в эти звуки – мы не знаем. И очень часто такая музыка не совпадает с нашим состоянием и с тем, чего мы хотим достичь. Это во-первых.
Во-вторых, синтезированная музыка во многом утрачивает то, что может живой инструмент, который тоже в этот момент соприкасается с природой, на который тоже в этот момент идет определенное влияние, воздействие наших полей, прикосновение чувственное людей и прикосновение тех, кто незримо нам помогает и заинтересован в этом таинстве. Это природные проявления, и они также могут подстраиваться в момент таинства по желанию и потребности тех, кого мы приглашаем, просим нам помочь в таинстве, принять участие, кому посвящаем таинство – они могут определенным образом повлиять на звучание музыкальных инструментов. Поэтому «живой» звук в таинствах — это не просто «хорошо бы». Это необходимо. Этому надо уделять много внимания, готовить специально.

Поэтому нужны люди, которые могут не только наиболее хорошо исполнить свою партию, но и чувственно погрузиться, то есть, они должны иметь особое такое качество, которое, к сожалению, пока не у всех есть. Сейчас как раз и стоит задача выделить тех музыкантов, которые способны чувственно сопровождать таинства, их готовить, чтобы они совершенствовались. По опыту праздников, которые проводились в разных деревнях, я сейчас понимаю, что надо иметь региональные группы таких музыкантов, которые смогут обеспечить таинства несильно далеко от своего дома. Например, на Таятской ветке: ребята в разных деревнях живут, но могут собраться и поучаствовать во всех праздниках в деревнях, вместе создавая хорошее звучание, слаженное, красивое. Также и здесь, в районе Гуляевки, Черемшанки, Петропавловки. То есть, какие-то коллективы должны быть, хорошо друг друга чувствующие, понимающие, умеющие работать как внутри круга, когда идут хороводы, так и сопровождать какие-либо тонкие проявления, когда идут обращения, призывы, возглашения священников. Для нас это пока еще область непонятная. О многом мы еще не можем точно сказать. Надо говорить об этом, пробовать, не бояться ошибиться. Но четко понимать, что задача такая стоит — она жизнью поставлена, значит, надо ее решать. Поэтому мы сейчас будем собираться с творческими людьми, обсудим, выработаем годовой проект подготовки этих таинств. Ведь надо же будет сочинять новую музыку, новые хороводы. Хороводы есть, но они старенькие уже, где-то смысл вообще не наш. Это тоже чувствуется, это не улучшает таинства. Так что задача большая, интересная. Всем, у кого есть какие-то творческие идеи, замыслы, предложения, можно будет или ко мне обращаться, или мы потом скажем, кто именно по музыкальной части будет собирать информацию, координировать, сводить в одно пространство.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
RSS Feed